В статье описаны виды ласт, рекомендации при выборе и примерке, а так же сопутствующие полезные приложения к ластам.
Второе, что требуется, на мой взгляд, приобрести дайверу - это ласты. Почему?
Ласты - это единственный элемент экипировки дайвера, который использует наши физические силы для передвижения нами под водой, и, если они будут натирать, будут чрезмерно энергоемкими, то могут возникать разные проблемы.
Итак, ласты.
Ласты бывают двух видов – ласты типа «калоша» - это, когда Вы надеваете ласты на голую ногу или на тонкий неопреновый носок. Эти ласты используются, в-основном, людьми, ныряющими на задержке дыхания, так как у них чуть лучше аэродинамика по сравнению с другим типом ласт, а для ныряющего на задержке дыхания это актуально.
Ласты с открытой пяткой – ласты, которые одеваются на ногу, одетую в неопреновый бот. Имеют ремешки для фиксации ноги в ласте и именно этот вариант предпочтительней для дайвера. Почему? Да, эти ласты имеют свои минусы по сравнению с ластами «калоша». Это более плохая аэродинамика за счет выпирающих по бокам пряжек и ремешков, но для дайвера у которого запас воздуха неограничен это не актуально. Это более высокая цена, особенно учитывая то, что к ним надо обязательно покупать неопреновые боты, без них вы просто не сможете использовать этот тип ласт. Но вот остальные плюсы на мой взгляд перевешивают все относительные минусы этого типа ласт. Первое и главное для дайвера - БЕЗОПАСНОСТЬ и КОМФОРТ, а именно эта модель ласт дает все преимущества в этой области:
1. удобство и быстрота одевания и снимания ласты, за счет пряжек и ремней.
2. на мой взгляд, самое важное. Дайвер, одетый в полный комплект снаряжения, является конструкцией весьма неуклюжей и не устойчивой на суше, а теперь представьте себе еще качающуюся и мокрую палубу корабля, да или просто мокрый кафель в бассейне. Неопреновые боты, которые мы одеваем с этим типом ласт имеют специальную антискользящуюю подошву и вариант – поскользнутся, и загремел своими костями по мокрому кафелю или мокрой, раскачивающейся дайв-палубе корабля сведен к минимуму. Плюс к тому, боты защищают наши ноги при ходьбе по суше, ведь не всегда, дайвер, одевает снаряжение в воде. А одевшись на берегу ему надо пройти до воды по горячему песку или гальке, шишкам или кусочкам кораллов. Ноги, одетые в боты, полностью защищены от этих наземных прелестей. Вот поэтому, я настоятельно рекомендую приобретать для дайвинга ласты типа «открытая пятка» + боты.
При выборе модели бот главное ориентируйтесь на следующее:
- Первое, боты не должны жать, пусть даже они будут чуть-чуть великоваты, чем будут Вам тесны.
- Второе, молния на ботах должна быть крупнозубой и очень желательно фирмы YKK, все другие, как показывает практика, разваливаются. Очень желательно, чтобы молния начиналась от самой подошвы и до верха, очень актуально для тех, у кого высокий подъем ноги.
- Третье, на толщину бот, а они бывают в основном от 5мм до 7мм, можно особо не смотреть, так как ноги замерзают в последнюю очередь.
- Четвертое, очень желательно наличие накладной защиты на носке и на пятке бота, которая очень продлевают срок жизни бота.
Далее про ласты.
Итак, надеюсь я вас убедил, что стоит приобрести для себя, любименького, ласты с открытой пяткой + боты. Но какую модель? Моделей огромное количество. Давайте попробуем их классифицировать по рабочей лопасти.
I. Классическая лопасть – отсутствие всяких вырезов, дырок. Как правило, скомпонованы из разных вариантов конфигураций пластика и резины. И это именно то, что нам нужно. От пластика берется жесткость и аккумуляция энергии, а от резины - пластичность и правильная работа ласты. По энергозатратам, достаточно емкие, но дают хорошую взрывную скорость или приемистость переводя в автомобильные термины, а также комфортное, неторопливое плавание. Очень толерантно относятся к несовершенной технике работы ласт. Рекомендуется хорошо физически развитым новичкам и опытным дайверам.
II. Ласты с ламинаризационными окошками – не буду Вас грузить теорией движений потоков воды, но отличить эти ласты очень просто, у них на лопасти прорезаны поперечные окошки для разгрузки воды с менее эффективной части ласты и загрузки самой эффективной части часты – кончика лопасти. Этот вариант имеет более высокое КПД и гораздо более энергоэкономней чем вариант «классика». Также очень толерантно относятся к несовершенной технике работы ласт. Но эти ласты не дают столь взрывной скорости, как «классика», что кстати, не очень актуально для дайвера, но зато очень комфортно работают в режиме неторопливого передвижения. Рекомендую для новичков и опытных дайверов, для которых бег под водой не главное.
III. Ласточкин хвост – Эти ласты легко узнать по продольному разрезу в середине лопасти ласты. Получается, что у вас, как бы, по две ласты на ноге. Этот вариант имеет самый высокий КПД, самые легкие в работе, по взрывной скорости - на среднем уровне, по комфорту неторопливого плавания выше всех похвал. Я сам погружаюсь именно на такой модели ласт и очень ими доволен, легко догоняю любых своих студентов под водой. Но эти ласты очень капризны к технике работы и если она у вас хромает, то лучше воздержаться от приобретения данной модели. Мои рекомендации: подходит для опытных дайверов, и как правило, приобретаются через год два занятием дайвингом, как вторые ласты взамен морально устаревших первых.
Общие рекомендации по эксплуатации ласт типа «открытая пятка».
1. Все ласты этого типа имеют систему быстрого расстегивания пряжки, пользоваться этой системой можно, но всегда сразу застегивайте ее обратно, так как не застегнутая пряжка очень хрупка. И если, например, вы закинули в лодку ласту с расстегнутой пряжкой, а потом по ней прогулялись Вы или Ваши коллеги (место в лодке всегда ограничено), то вероятность поломки очень велика.
2. При затягивании ремешка ласты не применяйте чрезмерную силу, слегка подтяните ремень и если ласта Вам в размер, она никогда не свалится с Вас и не будет жать. Следите за тем чтобы середина ремешка, а, как правило, на ней ремень имеет расширение, была строго по середине пятки и не выше пятки.
3. Берегите пряжки от попадания песка и мелких камушков, они забивают механизм пряжек.
4. Всегда в поездках имейте с собой запасную пряжку и ремешок.
5. Как опция, можно заменить механизм пряжки и ремня на очень отличный девайс – специальный пружинный темляк, очень легко одевается и снимается при этом ломаться там совершенно нечему – сталь однако ))).
При примерке ласт очень важно, чтобы они вам не жали и, в то же время, нога не болталась в ласте. Сидя, оденьте ласты, вытяните ногу, упритесь пяткой в пол и помахайте ластой вправо и влево. Ласта не должна болтаться на ноге.
Вот собственно и все.
Искренне Ваш,
Зотов Николай.